Лечение кисты яичника

Кисты яичников (фолликулярная киста и киста желтого тела, эндометриоидная киста яичника, дермоидная и др.) — это доброкачественные неопухолевые процессы в яичниках.

Перед оперативным лечением фолликулярной кисты и кисты желтого тела проводятся мероприятия по дообследованию характера кисты, и при отсутствии высоких показателей онкомаркеров пробное консервативное лечение. Консервативное лечение кисты яичника заключается в разработанной нами схеме рассасывающего лечения с последующим ультразвуковым контролем. Эндометриоидные и дермоидные кисты подлежат только оперативному лечению.

Лапароскопические вмешательства при кистах яичников являются «золотым стандартом» проведения операций, так как сопровождаются минимальной травмой брюшной стенки и не приводят к образованию спаек в области малого таза.

Показания к операции на кисте яичника

• Любое образование в яичнике (опухоль, киста), существующее в течение 3-х месяцев и не подвергшееся обратному развитию самостоятельно или под действием гормональной, противовоспалительной и рассасывающей терапии.

• Опухоль или киста, которые появились в период менопаузы.

• Развитие осложнений: «перекрута» ножки кисты, кровоизлияния в кисту, разрыва кисты, нагноения кисты.

• Подозрение на злокачественность процесса.

Объем проводимой операции с целью лечения кисты яичника решается индивидуально, как на этапе обследования, так и во время вмешательства.

Если во время предоперационного обследования диагноз злокачественной опухоли снимается, то выполняется органосохраняющая операция — удаление кисты с сохранением яичника. И в том, и другом случаях обязательно тщательное гистологическое исследование удаленного препарата. Весь этот алгоритм обсуждается с пациенткой до операции.

Особенности операций на яичниках

Особенности техники проводимых нами оперативных вмешательств на яичниках:

• Минимальное использование электрохирургии для иссечения кисты не вызывает ожога ткани яичника, тем самым функция яичника сохраняется.

• Операции на яичнике проводятся 2-х мм инструментами, что уменьшает травму тканей.

• Современные противоспаечные гели  снижают риск образования спаек после операции на яичнике.

• Во время операции проводится полная санация всех заболеваний органов малого таза.

Мы всегда стремимся выполнить органосохраняющую операцию (максимально сохранить здоровую ткань яичника, в любом объеме), так как от функции яичников зависит гормональный фон женщины и ее способность к деторождению.

Следует отметить, что иногда из-за тяжести процесса (большие размеры кисты) не остается здоровой ткани в яичнике, поэтому приходится удалять его целиком. Но даже удаление одного из яичников в репродуктивном периоде не несет за собой существенных гормональных нарушений в дальнейшем, не вызывает нарушений менструальной функции и сохраняет женщине возможность родить здорового ребенка.

После операции по удалению кисты яичника на коже остаются следы от трех разрезов длиной 5 — 10 мм. Пациенты с первого дня начинают вставать с постели и принимать жидкую пищу. Выписка из стационара проводится на 3 день, в зависимости от тяжести заболевания и объема выполненного оперативного вмешательства. Восстановление трудоспособности на 10 день после операции. Половая жизнь нежелательна в течение месяца. В дальнейшем необходимо динамическое наблюдение гинеколога и УЗИ — через 1, 3 и 6 месяцев, далее — 1 раз в полгода. Как правило, пациенткам репродуктивного периода на 3—6 месяцев после операции назначается минимальная гормонотерапия для нормализации функций яичников.

Вопросы пациенток о лечении кист и опухолей яичника

Как долго можно откладывать операцию при кисте яичника?

Любое образование яичника, более 3 см в диаметре и существующее дольше 2–3 месяцев, является показанием к оперативному лечению. Это связано с тем, что определить точно, что образование не является онкологическим процессом можно, только получив гистологическое заключение. Проблема опухолевидных процессов яичников остаётся одной из самых актуальных в современной гинекологии, т.к. снижаются репродуктивные возможности женщин, остаётся высоким риск их перерождения в рак. В эпоху малоинвазивных хирургических технологий длительное наблюдение и консервативное лечение недопустимы. Особенно это касается пациенток с опухолью яичника.

Сохранится ли яичник?

При выполнении лапароскопической операции удаляется только сама киста яичника; здоровая ткань максимально сохраняется.

Можно ли как-то до операции определить - не является ли опухоль яичника раком?

К сожалению, нет. Существуют исследования, позволяющие с той или иной степенью достоверности предположить доброкачественность или злокачественность процесса (например, УЗИ — исследование или анализ крови на онкомаркеры), но точно определить характер процесса может только гистологическое исследование удалённого образования.

Как нужно готовиться к операции на яичниках?

Если вы планируете хирургическое лечение по поводу кисты или опухоли яичников, прошу вас внимательно изучить раздел предоперационной подготовки.

Что меня ждет после операции на яичнике?

Операция переносится пациентками легко, т. к. травма передней брюшной стенки и кровопотеря минимальны. Больная выписывается, как правило, через день после операции (по своему желанию), дома продолжает приём антибактериальных, обезболивающих препаратов. При выписке пациентке даются подробные рекомендации о приёме лекарств и контроле за процессом послеоперационной реабилитации.

Принимать душ можно после снятия швов (7-8 сутки после операции), до этого момента пациентке рекомендуется не мочить наклейки.

На следующий день после операции разрешаем приём бульона, кефира, йогуртов; на 2-ые сутки можно добавить суп, паровую куриную котлету, творог; после появления стула рекомендуется постепенное расширение пищевого рациона.

После любого вмешательства на яичнике может сдвинуться менструальный цикл, часто кровянистые выделения начинаются после операции. Это абсолютно нормально и не опасно. Пациенткам рекомендуется воздержание от половой жизни в течение 1 месяца после операции. Через 3 недели пациенткам разрешается посещение бассейна, через 1,5 — 2 месяца — возврат к обычной физической активности.

Как правило, с целью улучшения репаративных процессов, нормализации гормонального статуса и профилактики обострения воспалительных процессов, пациенткам назначаются оральные контрацептивны на 4 — 6 месяцев после получения результатов гистологического заключения. Беременность разрешается через 2 — 3 месяцев после операции.

Где я могу у вас прооперироваться?

Первичный консультативный прием и обследование пациенток с кистами и опухолями яичников мы проводим в ООО Гинекологический центр «ГИНЕЦЕЙ», г. Астрахань, ул. Гилянская 31, тел. 8(8512) 45-44-00, 51-55-77, 51-55-88. Ознакомиться с видеоматериалом наших операций вы можете на нашем сайте в разделе «наши операции».